Закупки-info: Единые правила применения национального режима по 44-ФЗ и 223-ФЗ
21.02.2024
21.02.2024

Закупки-info

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

21.02.2024

Единые правила применения национального режима по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Единые правила применения национального режима по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Государственную думу РФ внесен законопроект № 547583-8, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Суть изменений

Авторы законопроекта предлагают упростить процессы и процедуры при закупках отечественной продукции. Так, предложено унифицировать правила применения национального режима при закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В частности, предложены следующие изменения:

1. Обеспечить товару, работе, услуге иностранного происхождения равные условия с товаром, работой, услугой российского происхождения при осуществлении закупок по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия международного договора о предоставлении национального режима определенному иностранному государству. Исключением являются случаи, если Правительством РФ установлены запреты, ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг или преимущества в отношении отечественной продукции.

2. Правительство РФ при установлении запрета, ограничения, преимущества учитывает международные обязательства РФ, в связи с чем:

  • не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому соответствующему иностранному государству предоставлен национальный режим;
  • может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.

3. Оптимизировать ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконные нормативные акты, регламентирующие запреты, ограничения, условия допуска и преимущества, поскольку они громоздкие, имеют различные правила реализации заказчиками и механизмы подтверждения происхождения товара, работы, услуги.

4. Предусмотреть положения о недопущении:

  • заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае, если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм «второй лишний»);
  • замены при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.

Аналогичные по существу положения проектируются в отношении меры, устанавливающей ограничение закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом.

5. При рассмотрении (оценке) предложений участников закупки применять условное снижение (или увеличение — в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения. Это позволит улучшить положение такого участника закупки при присвоении порядковых номеров заявкам на участие в закупке и повысить вероятность его победы. При этом предусмотрено, что в случае его победы договор (контракт) будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета указанного снижения (увеличения). Аналогичные по существу положения проектируются в отношении меры, устанавливающей преимущество работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.

6. Сохранить меры, устанавливающие преимущество в отношении товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.

7. Правительство РФ вправе установить случаи, при которых заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, будет приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если также подана заявка, соответствующая установленным заказчиком требованиям и содержащая предложение о поставке товара российского происхождения с более высоким уровнем локализации производства.

8. Состав информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара, предложено определять в акте Правительства РФ, поскольку указанные информация и документы могут различаться в зависимости от сферы производства и обращения товара, а также от вида принимаемой меры (запрет, ограничение, преимущество).

9. Сохранение механизма минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения и составления заказчиками по итогам года отчета об объеме закупок товаров российского происхождения.

За дальнейшей судьбой законопроекта можно следить с помощью:

А знаете ли вы?

Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»

Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за январь — февраль 2024 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.

Из зала суда

Суд посчитал незаконным расторжение контракта по соглашению вместо одностороннего отказа

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на благоустройство территории. Работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией и сметными расчетами.

Одним из условий контракта является возможность его расторжения по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Подрядчик выполнил работы частично. Заказчик произвел оплату за фактически принятые заказчиком и выполненные подрядчиком работы.

Для приемки выполненных работ заказчиком привлечена экспертная организация.

Читать весь ответ
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.