Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
С 2023 года установлены особенности описания отдельных видов товаров по 44-ФЗ
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» (далее — Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224).
Дата вступления в силу — 01.01.2023.
Важным этапом подготовки к проведению закупки является составление описания объекта закупки. От того, насколько полно и точно заказчик опишет объект, зависит, что он получит в итоге.
Кроме того, за нарушение правил описания объекта закупки предусмотрены административные штрафы в размере до 50 тыс. рублей (ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В чем суть изменений
Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 утверждены Особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования (далее — Особенности).
Особенности распространяются на:
- изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения;
- твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства;
- мягкие покрытия;
- контейнеры и урны для мусора;
- удобрения органические, почвогрунт и грунт.
Что делать заказчикам
С 01.01.2023 при закупке вышеуказанных товаров заказчикам необходимо предусмотреть в описании долю вторичного сырья, использованного при производстве товара (п. 3 Особенностей).
Чем поможет система
Детальную информацию об изменениях и особенностях составления описания объекта закупки вы найдете в справочном материале «Описание объекта закупки по 44-ФЗ» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за декабрь 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Соответствие дополнительным требованиям может подтверждаться контрактом со статусом «На исполнении»
Обзор практики:
При проведении электронного конкурса на выполнение работ по текущему ремонту помещений заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». Документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:
- исполненный договор (контракт);
- акт выполненных работ.
Участник закупки предоставил необходимые документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, а именно:
- договор о выполнении работ;
- акты выполненных работ на необходимую сумму.
Однако заявку этого участника заказчик отклонил, ссылаясь на то, что представленный им договор имеет в единой информационной системе (далее — ЕИС) статус «На исполнении». По мнению заказчика, такой договор не может подтверждать опыт выполнения работ, поскольку информация об исполнении договора в ЕИС отсутствует (договор не имеет статуса «Исполнение завершено»).
Посчитав действия конкурсной комиссии по отклонению заявки неправомерными, участник закупки обратился с жалобой в УФАС.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия УФАС указала на то, что отсутствие в ЕИС в реестре договоров информации об исполнении договора, представленного в качестве подтверждения опыта, на момент проведения предквалификационного отбора не позволяет сделать однозначный вывод о его неисполнении.
Обязанность по ведению реестра возложена на заказчика. Соответственно, размещение такого рода информации основано на добросовестном поведении последнего. И возможность прохождения участником закупки предквалификационного отбора не может быть поставлена в зависимость от надлежащего и оперативного исполнения заказчиком соответствующей обязанности.
Статус «Исполнение завершено» присваивается в реестре только после полной оплаты товаров, работ и услуг по заключенному договору. Следовательно, наличие в реестре договоров статуса «Исполнение» по какой-либо сделке однозначно не свидетельствует о том, что данная сделка не исполнена именно со стороны поставщика (исполнителя). Соответственно, информация, отраженная в реестре договоров, не может являться безусловным основанием для вывода об исполнении либо неисполнении поставщиком (исполнителем) своих обязательств по договору, сведения о котором включены в соответствующий реестр, без анализа содержания самих документов, оформленных при исполнении сделки. В данном случае документы, подтверждающие такое исполнение, были представлены.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что участником закупки подтверждено соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки.
Следовательно, у комиссии заказчика не имелось достаточных оснований для признания заявки участника не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Жалоба была признана обоснованной. Действия конкурсной комиссии заказчика признаны нарушающими законодательство о контрактной системе в сфере закупок, и заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.11.2022 по делу № 44-3718/22).
Вывод эксперта:
В законодательстве РФ о контрактной системе в сфере закупок нет требования, чтобы договор (контракт), представленный в качестве подтверждения опыта участника закупки, имел статус «Исполнение завершено».
Соответствие дополнительным требованиям определяют по фактическому исполнению обязательств и наличию приемочных актов.
То есть оценивать сумму исполненных обязательств следует по фактическому исполнению, подтвержденному актом (актами) приемки, вне зависимости от статуса контракта.
Для подтверждения наличия опыта нужно учитывать также и контракты со статусом «На исполнении», по которым имеются акты приемки на нужную сумму.
По нашему мнению, учитывая тот факт, что:
- на оплату исполненных обязательств заказчику отведено не более 7 рабочих дней со дня приемки ( ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ)
и
- на внесение сведений об исполнении контракта у заказчика есть 5 рабочих дней (ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), имеется вероятность того, что на дату рассмотрения заявки заказчиком могут быть не внесены в реестр контрактов окончательные сведения, подтверждающие полное исполнение контракта, то есть данные об оплате контракта.
Контракт перейдет в статус «Исполнение завершено» только после того, как будут внесены все сведения о его исполнении, о размере исполненных обязательств со стороны исполнителя и об оплате заказчиком.
В этой связи к рассмотрению следует принимать также и контракты, имеющие статус «На исполнении», по которым сумма исполненных обязательств подтверждена актами приемки.
Другими словами, соответствие дополнительным требованиям определяют по фактическому исполнению обязательств, подтвержденных актами приемки.
Аналогичную позицию занимает Новосибирское УФАС (Решение Новосибирского УФАС России от 16.05.2022 № 054/06/48-834/2022).
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной