Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлен порядок контроля ФАС в сфере закупок по 44-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576:
- утверждены Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее — Правила);
- внесены изменения в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 контрольный орган при осуществлении проверок на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе руководствовался ранее изданными им правовыми актами (п. 1 Приказа ФАС России от 11.02.2014 № 75/14).
В отношении заказчиков установлены 2 вида проверок (п. 4 Правил):
- плановые (срок проведения — не более 20 рабочих дней);
- внеплановые (срок проведения — не более 10 рабочих дней).
По результатам проведения внеплановой проверки принимается решение о наличии либо об отсутствии нарушения законодательства о контрактной системе, по итогам проведения плановой проверки составляется акт или предписание об устранении выявленных нарушений.
Обратите внимание, что невыполнение в установленный срок законного предписания контрольного органа влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., на юридических лиц в размере 500 тыс. руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).
Кроме того, контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного контрольным органом предписания, то есть до момента, пока все выявленные в ходе проведения проверок нарушения не будут устранены (ч. 23 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Дата вступления в силу — 08.10.2020, за исключением отдельных положений, вступающих в силу 01.07.2021, 01.07.2022.
Подробную информацию об изменениях найдете в справочном материале «Контроль Федеральной антимонопольной службой в сфере закупок по 44-ФЗ».
А знаете ли вы?
Обезопасьте себя от ошибок с помощью нового расчетчика!
В систему включен новый «Расчетчик сроков при проведении запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ».
Новый расчетчик поможет рассчитать сроки проведения запроса котировок в электронной форме, а именно:
- дату окончания срока подачи заявок;
- дату рассмотрения заявок;
- сроки заключения контракта.
Законодательством о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по указанию в извещении данных сроков.
Расчетчик прост в использовании. В несколько кликов заказчик получит желаемый результат. Кроме того, к расчетчику прилагается инструкция по его применению.
Расчетчик позволит:
- сэкономить время на поиске информации о том, какие сроки установлены законодательством;
- обезопасить себя от нарушения установленных сроков;
- избежать административных штрафов;
- более эффективно спланировать собственную работу благодаря предварительному расчету сроков проведения запроса котировок в электронной форме.
Новый расчетчик доступен в сервисе «Инструменты заказчика по 44-ФЗ» под кнопкой «Расчетчики по 44-ФЗ».
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за октябрь 2020 года.
Из зала суда
При закупке услуг почтовой связи нельзя ограничивать круг участников только СМП, СОНО
Обзор практики
Заказчиком проводился электронный аукцион, предметом которого является оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции.
В документации об аукционе заказчиком установлены ограничения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участниками такого аукциона могут выступать только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее — СМП, СОНО).
Потенциальный участник электронного аукциона АО «Почта России» (ранее ФГУП «Почта России») направил в УФАС жалобу, в которой указано, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно заказчиком осуществляется проведение закупки с ограничениями, предусмотренными ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Данное ограничение нарушает права ФГУП «Почта России», не являющегося субъектом малого предпринимательства; По результатам рассмотрения жалобы УФАС принято решение:
- о признании жалобы АО «Почта России» обоснованной;
- о противоречии требований заказчика ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Кроме того, заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что решение и предписание УФАС не соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании решения и предписания УФАС недействительными.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. После этого заказчик обратился в суд с кассационной жалобой. Заказчик считает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Также, по мнению заказчика:
- судами не признан тот факт, что установленные заказчиком требования к объекту закупки не привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона;
- закупаемая услуга почтовой связи не относится к универсальной и не может закупаться у единственного поставщика — ФГУП «Почта России» — как у субъекта естественных монополий.
Однако кассационный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными решения и предписания УФАС, а также решений судов первой и второй инстанции.
Как указано в постановлении кассационного суда, принимая решение об отказе в удовлетворении иска заказчика, суды привели следующие доводы:
1. Согласно уставу ФГУП «Почта России», предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли.
Предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи.
2. Уставом ФГУП «Почта России» установлено, что предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):
- оказание всех видов услуг почтовой связи — действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
- оказание универсальных услуг почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации, по доступным ценам и тарифам, регулируемым государством.
3. Суды указали, что данный участник рынка не является и не может являться СМП.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ограничения, установленные заказчиком в части проведения закупки только среди СМП, ограничивают возможности участия в данной закупке лица, созданного для оказания услуг, являющихся предметом контракта, а также отнесенного к субъектам естественной монополии.
В этой связи решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2020 по делу № А32-41171/2019).
Вывод эксперта
При установлении ограничений в документации о закупке, участниками которой могут являться только СМП, СОНО, заказчику необходимо прежде всего исходить из положений ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и соблюдать принципы добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
Устанавливая ограничение при осуществлении закупки на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции, участниками которой могут являться исключительно СМП, СОНО, заказчик нарушил принцип добросовестной конкуренции.
Нарушение принципа конкуренции выразилось в исключении возможности участия в закупке ФГУП «Почта России», основным направлением деятельности которого является оказание услуг, являющихся предметом контракта. Да, законодательство о контрактной системе в сфере закупок обязывает заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут являться исключительно СМП, СОНО. Однако при установлении ограничений в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчику прежде всего необходимо учитывать виды деятельности, осуществляемые потенциальными участниками закупки.
И в случае наличия на функционирующем рынке хотя бы одного потенциального участника закупки, основной деятельностью которого в соответствии с законодательством РФ является выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом закупки, не являющегося СМП, СОНО (в частности, ФГУП «Почта России»), устанавливать ограничения не нужно.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной