Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Новые типовые контракты и типовые условия контрактов по 44-ФЗ
В августе 2021 года законодателем утверждены новые документы, которые заказчику необходимо учитывать при составлении контракта:
1) Типовой контракт на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (Приказ Минпромторга России от 26.01.2021 № 184);
2) Типовые условия контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры (Приказ Минпромторга России от 21.01.2021 № 103);
3) Типовые условия контракта на проведение строительного контроля (Приказ Минстроя России от 18.03.2021 № 160/пр).
Ознакомимся с новыми документами подробнее.
1) Типовой контракт на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования применяется при закупке услуг по коду 33.13 ОКПД 2.
Действовавший ранее типовой контракт, утвержденный Приказом Минпромторга России от 27.12.2019 № 5090, отменен.
2) Типовые условия контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры направлены на обеспечение постройки судов и плавучих или погружных платформ, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, в целях их отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.
В частности, по данным типовым условиям контракта подрядчик будет обязан представить заказчику заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, а заказчик будет вправе принять работы только при наличии такого заключения.
3) Применение типовых условий контрактов на проведение строительного контроля предусмотрено (пп. «г» п. 2 Информационной карты типовых условий контракта, утвержденной Приказом Минстроя России от 18.03.2021 № 160/пр):
— только в отношении объектов, финансирование (софинансирование) которых осуществляется в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
— только для контрактов, исполнителем по которым является ФБУ «Федеральный центр строительного контроля».
Типовые условия не применяются при выполнении работ по строительству:
а) объектов за пределами территории РФ;
б) линейных объектов;
в) объектов, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Важно!
Применение типовых контрактов, типовых условий становится обязательным по истечении 30 календарных дней после их размещения в ЕИС (п. 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606).
Риски
Утверждение проекта контракта без учета типового контракта, типовых условий может повлечь наложение административного штрафа в размере 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Как поможет система
Отслеживать появление новых типовых контрактов, типовых условий, а также правильно их применять поможет справочный материал «Составление контракта для закупок по 44-ФЗ» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Если вы еще не пользуетесь системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то рекомендуем скорее заказать к ней бесплатный доступ и быть готовым к любым изменениям в сфере закупок.
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за июль — август 2021 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и корректно осуществлять закупочную деятельность.
Из зала суда
Просрочка подписания подрядчиком документа о приемке не является основанием для взыскания с него неустойки
Обзор практики:
Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на разработку рабочей документации и строительство объекта.
Контрактом установлены следующие сроки:
— дата начала работ;
— дата окончания работ по разработке рабочей документации;
— дата окончания строительно-монтажных работ;
— дата подписания итогового акта приемки выполненных работ.
В связи с нарушением подрядчиком установленных контрактом сроков заказчик обратился в суд.
Однако в удовлетворении исковых требований судами первых инстанций заказчику было отказано.
Судами установлено: в материалах дела имеются доказательства того, что нарушение сроков выполнения работ произошло в результате действий (бездействия) самого заказчика.
То есть предусмотренные контрактом работы не могли быть выполнены подрядчиком в установленные контрактом сроки ввиду многочисленных нарушений со стороны заказчика.
В этой связи подрядчик освобожден от уплаты неустойки за просрочку выполнения работ (ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса РФ).
Также суды указывают на то, что начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях контракта и нормах законодательства. Из содержания контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которых предусмотрена неустойка.
Кроме того, итоговый акт приемки выполненных работ — документ, подтверждающий выполнение подрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы.
Начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованно, так как контрактом установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту.
Между тем подписание итогового акта не является обязательством в смысле ст. 307 Гражданского кодекса РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа. Поскольку подписание итогового акта — это совместное действие сторон контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки, неправомерно.
В этой связи судами принято решение о неправомерности заявленных исковых требований. В удовлетворении иска заказчику отказано (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу № А40-105727/2020).
Арбитражный суд позицию судов первой инстанции поддержал (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2021 № Ф05-12804/2021 по делу № А40-105727/2020 ).
Вывод эксперта:
Положениями ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрены следующие виды неустойки:
— пени за просрочку исполнения обязательств по контракту;
— штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Взыскание пени за просрочку подписания итогового документа о приемке законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Кроме того, начисление заказчиком неустойки за просрочку подписания итогового акта условиями контракта не предусмотрено.
В контракте предусмотрена лишь ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к выполнению работ по контракту не относится. Данный документ необходим для проведения окончательного расчета между сторонами контракта.
Таким образом, подписание итогового акта нельзя расценивать как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого можно начислить неустойку.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»? Попробуйте бесплатный доступ!

