Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменены отдельные акты Правительства РФ в сфере закупок
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 № 1443, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по национальному режиму и минимальной доле закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ:
— Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617);
Дата вступления в силу — 18.09.2023, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 01.01.2024.
Суть изменений
С 18.09.2023
В частности, внесенными изменениями скорректированы условия применения ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров иностранного производства. Так, ограничения допуска теперь заключаются в отклонении всех заявок с предложениями иностранных товаров из перечня при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617).
Контрагентов освободили от обязанности представлять при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров.
Минимальную долю закупок российских товаров надо соблюдать только в части указанных инвалидных колясок с электроприводом. Новшество учитывают при подготовке отчета об объеме закупок отечественной продукции за 2024-й и последующие годы.
Когда заказчики станут применять ограничения допуска импортных промтоваров при закупках инвалидных колясок с электроприводом, им следует учитывать, что коды продукции по ОКПД2 и НКМИ должны совпадать.
С 01.01.2024
Расширят список импортной продукции с ограничениями допуска. В него войдет позиция с кодом 30.92.20 по ОКПД2 — инвалидные коляски с электроприводом (кроме частей и принадлежностей) с кодом 208480 по НКМИ. Действующую позицию перечня иностранных медизделий с ограничениями допуска уточнят: она не будет распространяться на эту продукцию.
Что делать заказчикам
Таким образом, заказчикам нужно учесть внесенные изменения и проверить необходимость применения ограничения допуска при осуществлении конкретной закупки, предусмотреть все необходимые положения в извещении, а также корректно осуществить рассмотрение заявок.
Обращаем ваше внимание, что действуют следующие штрафы:
1. Нарушение требований к содержанию извещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).
2. Неправомерное отклонение заявки или неправомерный допуск заявки, которая должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Чем поможет система
Быть в курсе этих изменений помогут справочные материалы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за сентябрь 2023 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Из зала суда
Цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения контракта
Обзор практики:
Заказчик осуществлял закупку оконных жалюзи и рулонных штор.
Один из потенциальных участников (далее — заявитель) закупки направил в УФАС жалобу на положения извещения о проведении электронного аукциона.
По мнению заявителя, заказчиком допущено нарушение при описании объекта закупки в связи с тем, что заказчиком не указан конкретный цвет закупаемых штор, жалюзи. Кроме того, в описании объекта закупки содержится условие о согласовании цвета после заключения контракта. Заявитель посчитал данные действия заказчика ограничением конкуренции.
Заказчик с жалобой не согласился и представил возражения на нее.
Из пояснений заказчика следует, что закупаемые товары описаны в соответствии с позициями Каталога товаров, работ, услуг.
Вместе с тем заказчиком использованы дополнительные характеристики, что в рассматриваемом случае не запрещено действующим законодательством.
В описании объекта закупки заказчиком установлено, что в течение 2 дней после заключения контракта поставщик своими силами и за свой счет предоставляет образцы материала для согласования цвета, для осуществления контрольного согласования размеров и конфигурации изделий. Аналогичное требование содержится в проекте контракта.
Представители заказчика пояснили, что на рынке имеются производители, чья ткань представлена 20 фактурами и более.
Кроме того, представители заказчика обратили внимание на то, что в описании объекта закупки отсутствует требование о том, что все фактуры ткани должны быть только одного производителя.
В рассматриваемом случае цвет, фактура ткани для заказчика имеют значение, но по независящим причинам на момент размещения извещения о проведении закупки конкретные цвета, фактуры ткани не могут быть им определены (в помещениях, в которых планируется размещать товары, ведутся ремонтные работы, и неизвестны цветовые решения помещений).
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией УФАС установлено, что описание объекта закупки сформировано заказчиком таким образом, чтобы получить товары, которые будут удовлетворять широкий круг работников и пациентов заказчика. Фактура и цвета товаров должны соответствовать помещениям, в которых в настоящее время ведутся ремонтные работы. Заказчику требуется обеспечить гармоничное обустройство своих помещений.
Также Комиссия УФАС отметила, что требований об указании участниками закупки в заявках производителей предлагаемых товаров в извещении о проведении закупки не установлено.
Кроме этого, проект контракта не содержит обязанности поставщика поставить товары только одного производителя.
С учетом изложенного Комиссия УФАС в данном случае не усматривает нарушений правил описания объекта закупки в действиях заказчика.
Возможность исполнения условий контракта поставщиками, в том числе не являющимися производителями всего спектра товаров, заказчиком не ограничена.
В этой связи жалоба заявителя признана необоснованной (Решение Липецкого УФАС от 20.07.2023 № 048/06/106-603/2023).
Вывод эксперта:
Описание объекта закупки осуществляется в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В рассматриваемом случае описание объекта закупки в полной мере соответствует положениям законодательства о контрактной системе и не влечет ограничения конкуренции.
Заказчик разъяснил, что рынок производства оконных жалюзи и рулонных штор является функционирующим, то есть несколько поставщиков могут поставить товар, необходимый заказчику.
Факт того, что заказчик установил требование о предоставлении образцов материала для согласования цвета, размеров и конфигурации изделий после заключения контракта, не ограничивает конкуренцию среди участников закупки.
Кроме того, данное требование установлено по причине того, что в помещениях, где будут размещаться оконные жалюзи и рулонные шторы, ведутся ремонтные работы и цветовая гамма помещений заказчику заранее не известна.
Учитывая необходимость обеспечить гармоничное обустройство помещений в целях удовлетворения работников заказчика и его пациентов, требование о согласовании цвета и фактуры товара после заключения контракта установлено правомерно.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной