Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Закупка услуг по охране от пожаров осуществляется по типовому контракту
Опубликован Приказ МЧС России от 05.07.2020 № 507, которым утверждены:
- Типовой контракт на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Типовой контракт);
- Информационная карта типового контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Информационная карта).
Дата вступления в силу: 21.11.2020.
Согласно Информационной карте Типовой контракт применяется:
- в случае если предметом контракта являются услуги по охране от пожаров организаций и населенных пунктов;
- при любом размере начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Типовой контракт содержит следующие приложения:
- техническое задание на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов;
- календарный план оказания услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов;
- перечень цен единиц услуг.
Необходимо отметить, что приложения являются неотъемлемой частью типового контракта (п. 13 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606).
Обратите внимание, что типовой контракт подлежит обязательному применению по истечении 30 календарных дней после дня размещения такого типового контракта в единой информационной системе (далее — ЕИС), но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего данный типовой контракт (п. 15 Правил).
Таким образом, заказчики при заключении контрактов на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов должны применять утвержденный МЧС России Типовой контракт по истечении 30 календарных дней с даты размещения такого типового контракта в ЕИС.
Обращаем ваше внимание, что в случае если заказчик утвердит проект контракта с нарушением законодательства о контрактной системе, на него может быть наложен административный штраф в размере 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Подробнее о порядке применения типовых контрактов читайте в справочном материале «Составление контракта для закупок по 44-ФЗ».
А знаете ли вы?
Регистрируйтесь на вебинар 26.11.2020 по вопросам применения 44-ФЗ
26.11.2020 в 9.30 (МСК) состоится бесплатный вебинар на тему «Топ-5: самые распространенные вопросы применения положений 44-ФЗ».
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок включает в себя не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, но и подзаконные нормативные акты. Специалисты по закупкам имеют уже большой опыт работы и сложившуюся практику применения норм законодательства. Однако вопросов по применению положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ меньше не становится. При осуществлении закупочной деятельности продолжают возникать вопросы, касающиеся:
- необходимости применения тех или иных подзаконных нормативных актов;
- правильности установления необходимых требований и условий;
- порядка действий заказчика в той или иной ситуации.
Посещение вебинара позволит вам:
- более детально разобраться в отдельных вопросах закупок;
- получить знания о позиции контролирующих органов;
- сэкономить время на поиске информации, получив оперативное разъяснение эксперта по возникающим вопросам во время вебинара;
- избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
В ходе вебинара будут рассмотрены следующие вопросы:
- Практика применения постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и 617.
- Правила и сроки применения типовых контрактов.
- Нюансы закупки компьютерного оборудования.
- Особенности закупок «без объема».
- Порядок и условия списания неустоек в 2020 году.
Посетив вебинар, вы узнаете:
- как правильно устанавливать ограничения и условия допуска отдельных видов промышленных товаров;
- что необходимо учитывать при рассмотрении заявок при закупке промышленных товаров;
- как закупить компьютерное оборудование, какие требования необходимо устанавливать;
- можно ли в рамках одной закупки закупить компьютер и программное обеспечение;
- какую информацию необходимо указывать в документации при осуществлении закупок услуг, объем которых неизвестен;
- как правильно списать неустойку в 2020 году.
Задайте вопрос заранее по теме лектору и получите на него ответ во время вебинара.
Вопросы направляйте до 24.11.2020 через форму.
Спикер: Акуленко Ольга Владимировна
Эксперт системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Осуществляет всероссийское экспертное консультирование по вопросам осуществления закупочной деятельности.
Для регистрации на вебинар пройдите по ссылке. В поле «Промокод» введите ОНЛАЙН-ИЗДАНИЕ.
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за ноябрь 2020 года.
Из зала суда
Объединять в один предмет контракта различные виды продуктов питания правомерно
Обзор практики
В связи с возникшей у заказчиков потребностью уполномоченным органом совершены действия по осуществлению совместной закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
В описании объекта закупки приведен перечень закупаемых продуктов (40 позиций), в том числе:
- кефир;
- молоко питьевое;
- крупы;
- колбаса полукопченая;
- яйца куриные;
- мясо сельскохозяйственной птицы.
В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба от потенциального участника закупки о нарушении уполномоченным органом и заказчиками при проведении конкурса положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ путем укрупнения лота.
Антимонопольный орган установил, что объектом закупки является совокупность пищевых продуктов, относящихся к различным категориям и составляющих различные самостоятельные товарные рынки.
Объединение в один лот вышеуказанных пищевых продуктов исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении контракта только в части.
При этом многие поставщики не могут поставить весь требуемый согласно описанию объекта закупки ассортимент, а имеют возможность поставить часть требуемого ассортимента.
Объединение в один предмет контракта различных продуктов питания, которые обладают разным набором потребительских свойств, технологически и функционально не связанных между собой, неизбежно:
- ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в поставке определенных продуктов питания;
- приводит к сокращению числа претендентов на закупку.
Участие в закупке производителей (или их представителей) определенных продуктов питания при объединении заказчиком в одну закупку рассматриваемых продовольственных товаров будет затруднительным. Для участия в такой закупке потребуется приобретение товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов. Это может привести к ограничению количества участников закупки, в том числе ограничивает доступ к участию в закупке производителей определенных продуктов питания.
В этой связи жалоба потенциального участника закупки признана обоснованной. Уполномоченному органу выдано предписание об аннулировании закупки (Решение Красноярского УФАС от 02.10.2019 № 024/06/105-1724/2019).
Не согласившись с решением ФАС, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд.
Судами первых инстанций исковые требования уполномоченного органа были удовлетворены.
Свое решение суды аргументировали следующим:
1. При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы:
- с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику и соответствуют его потребностям;
- с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
2. Действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены на отдельные виды.
3. В рассматриваемом случае потребность в поставке продуктов питания (молоко, кисломолочная продукция, крупа, колбаса полукопченая, мясо птицы замороженное, яйцо) возникла у медицинских, образовательных, социальных учреждений для обеспечения разных категорий населения — детей и взрослых — ежедневным питанием в соответствии с утвержденными нормативами.
В этой связи условиями договора предусматривается формирование еженедельных заявок от заказчиков на поставку продуктов питания. В документации не должны быть установлены условия закупки, которые удовлетворяли бы абсолютно всех возможных участников, имеющих возможность осуществить поставку только одного вида товара.
Также судами были приняты во внимание следующие доводы уполномоченного органа:
1. Закупка предусматривает полное обеспечение каждого учреждения несколькими видами продуктов в рамках одного контракта в течение длительного периода времени.
2. Такая закупка более удобна и выгодна для заказчиков, так как позволяет более эффективно расходовать бюджетные средства путем снижения материальных и трудовых затрат на исполнение контракта.
3. Для заказчика является важным приобретение продуктов питания у одного поставщика в рамках одного контракта. Объединение этих продуктов создает условия для удовлетворения потребностей употребляющих их детей и взрослых.
4. В рамках единого контракта на комплексную поставку продуктов питания заказчик имеет возможность по соглашению с поставщиком изменять спецификацию контракта (перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта) без изменения общей цены контракта.
5. В рамках нескольких контрактов, сформированных по товарным группам, такая перегруппировка товарных единиц невозможна. На практике это приводит к выборке необходимых заказчику продуктов питания ранее срока завершения действия контракта, а также к невозможности их допоставки в указанном в техническом задании количестве за счет продуктов питания, в которых заказчик не нуждается.
6. Также, в случае разбивки продуктов питания на лоты, резко вырастает количество контрактов, что приводит к:
- увеличению трудоемкости исполнения контракта и, как следствие, увеличению штатной численности работников заказчика;
- затруднениям, связанным с поставкой и приемкой товара;
- оформлению заявок на поставку и отчетных документов.
Всё это может привести к срывам сроков поставки и, как следствие, к срыву своевременного приготовления готовых блюд и к неэкономному расходованию бюджетных средств, выделяемых заказчикам.
Довод УФАС о том, что объектом закупки являются пищевые продукты, относящиеся к различным категориям, обладающие разным набором потребительских свойств и составляющие самостоятельные товарные рынки, не может быть принят во внимание.
В рассматриваемом случае имеет место закупка нескольких видов продукции, составляющих единый объект закупки, относящихся к одному виду товаров — пищевой продукции, имеющих равную значимость для заказчиков и служащих единой цели — надлежащему, своевременному и бесперебойному обеспечению основными продуктами питания учреждений края.
Красноярское УФАС обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по причине несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Однако кассационный суд доводы судов первых инстанций поддержал, и УФАС было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2020 № А33-311/2020).
Вывод эксперта:
Законодательство о контрактной системе не устанавливает порядок формирования предмета контракта.
Вместе с тем при формировании предмета контракта необходимо исходить из технологической и функциональной взаимосвязи товаров, включаемых в один предмет закупки.
Товары могут быть объединены в один предмет контракта в том случае, если такое объединение не нарушает конкуренцию между потенциальными участниками закупки. То есть при закупке всех товаров, входящих в один предмет закупки, существует функционирующий рынок.
Несмотря на решение судов, принятое в пользу уполномоченного органа и заказчиков, по нашему мнению, в описываемой ситуации следовало разделить предмет закупки в соответствии с категориями продуктов питания. Это повысит конкурентоспособность закупаемых товаров, позволит принять участие в закупке большему количеству поставщиков и производителей, что приведет к экономии бюджетных средств.
Если заказчики всё же будут руководствоваться решениями судов по данному вопросу, принятыми в пользу объединения закупаемых товаров в один лот, существует вероятность подачи жалоб на неправомерные действия заказчика.
Даже если судом будет принято решение в пользу заказчика, будет затрачено определенное время на административные и судебные разбирательства. Соответственно, заказчик не сможет вовремя приобрести необходимые ему товары и потребности заказчика не будут обеспечены надлежащим образом.
Таким образом, при формировании предмета закупки необходимо исходить из наличия функционирующего рынка, а также обоснованной потребности заказчика во всех товарах, закупаемых в одном предмете контракта.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной