Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменения в закупках лекарственных препаратов по 44-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 № 1357 внесены изменения в Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380. Дата вступления в силу: 08.09.2020.
Согласно изменениям, документация о закупке должна содержать информацию о взаимозаменяемости закупаемого лекарственного препарата в следующих случаях:
- если лекарственный препарат содержится в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов;
- если лекарственный препарат не включен в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.
При этом не допускается устанавливать требования к критериям взаимозаменяемости лекарственных препаратов, если это повлечет несоответствие объекту закупки одного или нескольких препаратов, включенных в одну группу взаимозаменяемости.
Подробнее с изменениями ознакомьтесь в справочном материале «Поставка лекарственных средств с учетом требований 44-ФЗ».
А знаете ли вы?
Запись вебинара по электронной приемке уже в системе
В системе размещен видеосеминар «Приемка результатов исполнения контракта по 44-ФЗ: электронный документооборот».
В записи вебинара рассмотрено понятие электронного актирования, а также приведены общий порядок и различные схемы приемки результатов исполнения контракта в электронной форме.
Видеосеминар поможет заказчикам:
- подготовиться к введению электронной приемки в обязательном порядке;
- освоить новый инструмент в работе, который позволит сэкономить время на оформление приемочных документов.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Заказчикам также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру заказчики смогут, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы.
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за сентябрь 2020 года.
Из зала суда
Требовать нахождения исполнителя по адресу и в рабочее время заказчика правомерно
При проведении закупки на оказание юридических услуг заказчиком в документации об аукционе было установлено следующее требование: «Обязательное ежедневное присутствие (в рабочие дни в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка заказчика) исполнителя и его сотрудников по месту нахождения заказчика».
Заявитель считает, что документация утверждена с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе. Также, по мнению заявителя, установленное требование о нахождении исполнителя по адресу и в рабочее время заказчика не соответствует законодательству и нарушает права заявителя на участие в аукционе.
В частности, заявитель указывает, что:
- в документации нет расчета норм времени постоянного ежедневного присутствия исполнителя по месту нахождения заказчика;
- необходимости в ежедневном присутствии исполнителя нет, а значит, оспариваемое условие документации установлено в целях ограничить круг участников аукциона из других регионов и конкуренцию на рынке юридических услуг;
- по результатам аукциона фактически заключается трудовой договор, что противоречит положениям законодательства и свидетельствует о неправомерности документации.
Суд первой инстанции не согласился с заявленной позицией и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Документация об аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Учитывая специфику заключения контрактов, которые регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, данные юридические услуги оказываются по договору возмездного оказания услуг.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
Заказчиком установлены оспариваемые заявителем требования как необходимые для обеспечения качества оказываемых услуг, согласования и уточнения совместной правовой позиции (с учетом специфики юридических услуг), а также в соответствии с потребностями заказчика.
Вместе с тем заявитель не привел доводов, подтверждающих его позицию, и не указал конкретные нормы законодательных актов, которые запрещают оказание услуг по месту нахождения заказчика. То есть доказательства неправомерного установления заказчиком требований к юридическим услугам не представлены.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, является правомерным. Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика.
Верховный суд поддержал позицию судов (Определение Верховного суда РФ от 10.08.2020 № 307-ЭС20-10180 по делу № А56-50090/2019).
Вывод эксперта:
Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не устанавливают запрет на оказание услуг, являющихся предметом закупки, по месту нахождения заказчика в течение его (заказчика) рабочего времени.
Данное условие контракта соответствует потребностям заказчика и необходимо для обеспечения качества услуг. В течение рабочего времени у сотрудников заказчика могут возникать правовые вопросы, требующие незамедлительного решения. При отсутствии в штате заказчика юриста оказание юридических услуг дистанционно не позволит оперативно решать все вопросы, возникающие в процессе работы заказчика.
Кроме того, исполнитель по контракту в случае отсутствия возможности собственного нахождения по адресу и в рабочее время заказчика вправе привлечь соисполнителя по контракту.
Таким образом, требование заказчика о нахождении исполнителя по контракту по адресу и в рабочее время заказчика обоснованно и правомерно, поскольку соответствует потребностям заказчика.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной