Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Что изменится в контрактах на работы по пожарной безопасности?
С 1 июля 2025 года может вступить в силу новый порядок заключения контрактов на выполнение работ и оказание услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Соответствующий законопроект № 156083 размещен на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Суть изменений
Документ разработан МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Законопроект устанавливает:
- обязанности и права заказчиков и исполнителей;
- условия, касающиеся цены контракта;
- сроки выполнения работ;
- порядок приемки и оплаты;
- гарантии качества и ответственность сторон;
- правила изменения и расторжения контракта.
Также определены правила изменения, расторжения контракта, порядок урегулирования разногласий и досудебного рассмотрения споров.
Риски
Отсутствие в контракте предусмотренных условий может привести к признанию закупки не соответствующей законодательству. Кроме того, нарушение порядка заключения и исполнения контрактов может повлечь административную ответственность и увеличение числа претензионных ситуаций.
Если проект будет утвержден, с 1 июля 2025 года при закупке товаров, работ и услуг по пожарной безопасности необходимо будет:
- использовать типовые условия при составлении контракта;
- проверять соответствие документации новым требованиям;
- предусматривать в проекте контракта все обязательные пункты, включая гарантии, сроки, условия оплаты и порядок расторжения.
ВНИМАНИЕ! Проект носит информационный характер и не подлежит применению.
В случае принятия законопроекта он будет применяться с даты, указанной в принятом законопроекте.
Организовать системный и продуманный подход к проведению закупок вам поможет информация в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика». Рекомендуем скорее заказать бесплатный доступ к ней, чтобы быть готовым к любым изменениям в сфере закупок.
Новости и материалы по законодательству в сфере закупок — в телеграм-канале и в группе во «ВКонтакте».
Из зала суда
Описание предмета закупки, необходимого для совместимости с товаром, уже используемым заказчиком
Обзор практики
Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по видеонаблюдению по сервисной модели в рамках региональной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс „Безопасный город“».
Согласно п. 1 ч. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В описании объекта закупки установлено, что закупаемое программное обеспечение должно быть полностью функционально совместимо с системой видеонаблюдения, установленной у заказчика.
При этом в извещении отсутствует указание на конкретное программное обеспечение определенного правообладателя, имеющееся у заказчика.
Решением комиссии УФАС установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются четыре записи, соответствующие программным продуктам, используемым заказчиком, с указанием конкретных правообладателей.
В связи с этим УФАС пришло к выводу, что заказчик нарушил требования законодательства п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не указав в описании объекта закупки конкретные сведения о программном обеспечении, которым он располагает, а также не предусмотрев порядок передачи соответствующей информации исполнителю для надлежащего оказания услуг.
За размещение должностным лицом заказчика в ЕИС документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность. В таком случае штраф на должностных лиц может составить 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ).
За допущенное нарушение на должностное лицо заказчика, ответственное за разработку описания объекта закупки, был наложен административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ (Постановление ФАС России от 30.01.2025 по делу № 28/04/7.30-1386/2025).
Вывод эксперта
Описание объекта закупки должно соответствовать требованиям ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В описание объекта закупки допускается указание на товарный знак закупаемого товара (в том числе поставляемого, используемого при выполнении работ, оказании услуг) в случае, когда необходимо обеспечить взаимодействие такого товара с товарами, используемыми заказчиком (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Для выполнения условий контракта предполагалось использовать программное обеспечение, которое заказчик применяет в своей системе.
Таким образом, для обеспечения совместимости при оказании услуг необходимо было уточнить название программного обеспечения, используемого заказчиком.
Решение УФАС правомерно.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Воробьевой Ольгой Владимировной