Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
![](assets/content/Plashki OI/GM_zakupki.jpg)
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Что ждет заказчика с 1 января 2024 года?
![Что ждет заказчика с 1 января 2024 года?](assets/content/gmzakupki/13 12 2023/13 12 2023_tema.jpg)
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок регулярно меняется. Этот год не стал исключением. Внесены изменения, которые начнут действовать с начала 2024 года, и заказчикам нужно к ним подготовиться.
Рассмотрим основные изменения, которые вступят в силу с 01.01.2024.
1. Дополнено содержание извещения об осуществлении закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ).
В частности, будет дополнено содержание извещения о проведении электронных процедур, документации о проведении закрытых конкурентных способов и извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика при закупке в электронной форме.
2. Изменены отдельные акты Правительства РФ по национальному режиму (Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 № 1443):
— Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102;
— Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.
В частности, расширят список импортной продукции с ограничениями допуска. В него войдет позиция с кодом 30.92.20 по ОКПД2 — инвалидные коляски с электроприводом (кроме частей и принадлежностей) с кодом 208480 по НКМИ. Действующую позицию перечня иностранных медизделий с ограничениями допуска уточнят: она не будет распространяться на эту продукцию.
3. Иные изменения (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ):
— в ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ относительно создания на специализированной электронной площадке государственной информационной системы;
— в ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой жалоба может быть подана в контрольный орган с использованием ЕИС, в том числе при проведении закрытых электронных процедур.
Представленная информация позволит заказчикам своевременно учесть в своей работе нововведения законодательства и, как следствие, не допустить нарушений и привлечения к административной ответственности.
Нарушение установленного порядка осуществления закупок может повлечь наложение административного штрафа (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ):
— на должностных лиц: 15 000 руб.;
— на юридических лиц: 50 000 руб.
А знаете ли вы?
Актуальные образцы контрактов на выполнение работ по 44-ФЗ
С 28.11.2023 Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2023 № 613/пр признаны утратившими силу типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее — типовые условия). Ранее типовые условия подлежали обязательному применению заказчиками при закупках работ.
В связи с этим были внесены изменения в образцы контрактов по всем способам закупок на выполнение работ.
Образцы контрактов в системе помогут заказчику:
- сэкономить время и денежные средства на поиске и разработке контракта (стоимость разработки одного образца в консалтинговой организации — от 3 000 до 5 000 руб.);
- обезопасить себя от жалоб со стороны участников закупок и от судебных разбирательств;
- учесть верные сроки оплаты по контракту и избежать штрафов до 3 000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Актуальные образцы контрактов доступны в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Формы документов по 44-ФЗ».
Из зала суда
Сведения об участнике закупки не должны содержаться только в РНП по 44-ФЗ
Обзор практики:
При проведении закупки одним из требований к участникам закупки являлось отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП) в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
При рассмотрении заявок заявка одного из участников закупки была отклонена по причине того, что сведения о нем включены в РНП.
Не согласившись с решением комиссии по закупкам, участник подал жалобу в УФАС.
В процессе рассмотрения жалобы выяснилось, что сведения об участнике закупки включены в РНП, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
На этом основании жалоба участника закупки была признана обоснованной (Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 29.09.2022 № 089/06/49-826/2022).
Несмотря на доводы УФАС, заказчик обратился в Арбитражный суд с иском об оспаривании решения УФАС.
Однако Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.02.2023 по делу № А81-12661/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заказчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заказчика.
По мнению заказчика, электронный сервис антимонопольной службы, на котором содержится информация о включении субъектов хозяйственной деятельности в РНП, вводит в заблуждение лиц, просматривающих такую информацию.
Дело в том, что в РНП отображаются сведения о нахождении участников закупки одновременно в реестрах, предусмотренных:
— Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
— Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
— Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
Принимая решение об отклонении заявки, члены комиссии по закупкам полагали, что сведения об участнике включены в РНП, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Причина — некорректные настройки сайтов Федеральной антимонопольной службы и электронной площадки «Сбербанк-АСТ».
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Правила ведения реестра недобросовестных подрядных организаций определены разделом VII Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
Вместе с тем в соответствии с законодательством о контрактной системе ведение РНП осуществляется в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.
Кроме того, заказчик вправе установить требования об отсутствии сведений об участнике закупки только в РНП, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, если Правительством РФ не установлено иное (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Возможность установить требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, предусмотренных иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством РФ не установлено.
Сведения об участнике закупки, заявка которого была отклонена, в РНП по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ на момент рассмотрения заявок отсутствовали.
Следовательно, заявка участника соответствовала требованиям извещения об осуществлении закупки и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Вопреки доводам заказчика суд указал, что открытые информационные ресурсы позволяют установить основания включения субъекта хозяйственной деятельности в РНП.
В связи с этим апелляционная жалоба заказчика оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции — без изменения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 № 08АП-3149/2023 по делу № А81-12661/2022).
Арбитражный суд поддержал решения судов первой инстанции (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 № 08АП-3149/2023 по делу № А81-12661/2022).
Верховный суд РФ не стал пересматривать дело (Определение Верховного суда РФ от 17.11.2023 № 304-ЭС23-22593).
Вывод эксперта:
Федеральный закон от 04.05.2013 № 44-ФЗ предусматривает ведение отдельного РНП. И заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участнике закупки только в этом РНП.
В данном случае заказчик нашел данные об участнике закупки в реестре недобросовестных подрядчиков капитального ремонта и на этом основании отклонил заявку.
На момент рассмотрения заявок данные об участнике в РНП, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, отсутствовали.
Заказчик ошибочно учел данные другого ресурса. Открытые источники позволяли определить, в какой реестр включили участника закупки. Отклонять его заявку не следовало.
Действия комиссии по закупкам, принявшей решение о несоответствии заявки требованиям извещения о проведении закупки, нарушают требования подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Иными словами, заказчик вправе требовать, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали только в РНП, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Стоит также отметить, что не нужно отстранять участника закупки, даже если данные о нем есть, например, в РНП по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Такой вывод следует из Решения Санкт-Петербургского УФАС России от 05.07.2022 по делу № 44-2021.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной