Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменения по нацрежиму: Обновление сервиса ОКПД 2
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2024 г. N 858 при закупке свинцовых аккумуляторов для запуска поршневых двигателей установлен запрет на допуск иностранных промышленных товаров по Федеральному закону от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ .
Так, внесены следующие изменения в отдельные акты Правительства РФ в сфере закупок:
— Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд , утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 , дополнен новой позицией — аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей;
— из Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 , исключена позиция — аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей;
— из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» исключена позиция — аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей.
Суть изменений
При закупке свинцовых аккумуляторов для запуска поршневых двигателей теперь действует запрет на допуск иностранных промышленных товаров.
Дата вступления в силу — 27.06.2024.
Что делать заказчикам
Заказчикам нужно учесть внесенные изменения и проверять необходимость применения запрета на допуск при осуществлении конкретной закупки, предусмотреть все необходимые положения в извещении, а также корректно осуществить рассмотрение заявок.
Штрафы
1. Нарушение требований к содержанию извещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. рублей ( ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ ).
2. Неправомерное отклонение заявки или неправомерный допуск заявки, которая должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тыс. рублей и не более 30 тыс. рублей ( ч.2 ст.7.30 КоАП РФ ).
Чем поможет система
В связи с тем что изменения коснулись перечней иностранной продукции, был актуализирован сервис «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию» .
Сервис позволит заказчику оперативно определить необходимость применения:
— ограничений, запретов, условий допуска иностранных товаров;
— иных особенностей закупок (аукционный перечень, типовые контракты/условия, преимущества учреждениям УИС, преимущества организациям инвалидов, запрет авансирования, минимальная доля закупок).
Сервис регулярно дополняется новыми кодами и особенностями, что, в свою очередь, позволит заблаговременно подготовиться к закупке и избежать нарушений законодательства о контрактной системе.
Доступ к сервису осуществляется через баннер «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Июльский выпуск электронного журнала
В систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» включен четвертый номер электронного журнала серии «Закупки. Теория и практика» в 2024 году.
В новом выпуске представлена подборка актуальных консультаций экспертов и разъяснений госорганов по спорным вопросам осуществления закупочной деятельности заказчиками.
В зависимости от специфики работы заказчика, этапов закупки и возможных ситуаций материалы журнала разделены на следующие рубрики:
«Нарушения в сфере закупок».
«Планирование закупок».
«Заключение, изменение и расторжение контракта».
«Закупки медицинскими организациями».
«Иные вопросы по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Электронный журнал — это дополнительный бесплатный источник информации, который экономит денежные средства на покупке иных изданий.
Свежий выпуск журнала расположен под баннером «Электронные журналы серии „Закупки. Теория и практика“» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Из зала суда
Заказчик получил товар с неверными параметрами - суды не увидели недобросовестности поставщика
Обзор практики:
Заказчик провел электронный аукцион на поставку медицинских изделий — ростомера медицинского.
Из описания объекта закупки следует, что заказчику необходимо поставить ростомеры без возможности измерения роста в положении сидя, в напольном исполнении с минимальным пределом измерения — 300 мм, максимальным — 2000 мм, механического типа.
На участие в аукционе подано пять заявок, четыре из которых отклонены в связи с несоответствием.
Контракт заключен с участником закупки, единственная заявка которого соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.
В процессе исполнения контракта экспертным заключением о результатах исполнения контракта комиссией заказчика установлено, что технические характеристики поставленного ростомера не соответствуют спецификации к контракту и техническим требованиям: заявленный минимальный предел измерения — 300 мм, поставленный по контракту — 800 мм.
В связи с этим заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду несоответствия поставленного товара технической части к государственному контракту и обратился в антимонопольный орган с заявкой о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Рассмотрев информацию, УФАС вынесло решение о включении поставщика в РНП сроком на два года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, поставщик обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования поставщика о признании недействительным решения УФАС (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу № А16-360/2023 арбитражного суда Еврейской автономной области).
Поддерживая позицию судов, суд кассационной инстанции исходит из следующего (Постановление арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.06.2024 № Ф03-1979/2024 по делу № А16-360/2023).
1. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами ( ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ).
2. Основанием для включения в РНП является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия).
3. Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в РНП.
Также суд отметил, что на стадии рассмотрения заявок и подведения итогов по результатам аукциона комиссия заказчика согласилась с предложенным поставщиком товаром и не отклонила его заявку как не соответствующую потребностям заказчика. В связи с этим суды пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии умышленного нарушения исполнения контракта в действиях поставщика.
Суды учли, что в материалах настоящего дела не представлены доказательства необходимости установления минимальных характеристик предмета закупки (минимальный предел измерения 300 мм), притом что это изделие, используемое для измерения роста взрослого пациента (настенная градуированная шкала или независимый вертикальный градуированный стержень с регулируемой поперечиной сверху над головой пациента), без возможности измерения роста в положении сидя.
Вывод эксперта:
В случае одностороннего отказа от заключения контракта у заказчика возникает обязанность направить в УФАС сведения о поставщике для включения в РНП ( ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ).
Вместе с тем в данном случае:
— сам по себе отказ заказчика от контракта не повод включать сведения о контрагенте в РНП. Контролеры должны оценивать добросовестность комплексно — определять вину и характер действий исполнителя, а не ограничиваться формальным установлением фактов нарушения закона;
— заказчик согласился на поставку спорных изделий. Заявку победителя не отклонили, хотя в ней были указаны название товара и все его характеристики;
— заказчик не обосновал, зачем ему нужен ростомер с минимальным пределом измерения 300 мм. Изделие предназначалось для взрослых пациентов, без возможности измерения роста в положении сидя;
— контролеры не доказали, что действия поставщика содержали признаки умышленного недобросовестного поведения, за которое следует санкция в виде включения в РНП.
В рассматриваемой ситуации заказчик выполнил обязанность по направлению сведений о поставщике в УФАС, установленную законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Решение о включении или невключении поставщика в РНП принимает непосредственно комиссия УФАС.
В случае несогласия с решением УФАС победитель закупки всегда может оспорить такое решение в судебном порядке.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной