Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлены особенности осуществления закупок по 44-ФЗ в период действия военного положения
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559 «О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559).
Дата вступления в силу — 20.01.2023.
В чем суть изменений
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559 установлено, что при осуществлении закупочной деятельности на территориях, на которых введено военное положение, заказчики вправе осуществлять все закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом:
- такие закупки осуществляются на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- уведомление контрольного органа об осуществлении такой закупки не требуется;
- контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной гражданским законодательством, без применения отдельных требований к его условиям (по аналогии с ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Отдельно почему-то выделено право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта, хотя по рассматриваемому основанию заказчик и так не обязан его предусматривать, а в 2023 году и вовсе заказчики вправе не требовать обеспечения исполнения контракта по любым закупкам (ч. 2 ст. 96 и ч. 64.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Кроме того:
- на закупки в период действия военного положения не распространяется запрет допуска иностранных товаров по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;
- если при планировании или размещении в реестре контрактов сведений о таких закупках у заказчика будет отсутствовать возможность сделать это в установленный срок в связи с нарушением функционирования коммуникаций и связи, то разместить информацию в единой информационной системе можно будет не позднее 5 рабочих дней после появления такой возможности.
Чем поможет система
Детальную информацию об изменениях вы найдете в справочных материалах системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за январь 2023 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Отклонение заявки, содержащей недействующее удостоверение на медицинское изделие, правомерно
Обзор практики
Заказчик проводил закупку на поставку стоматологических материалов в форме запроса котировок в электронной форме.
В требованиях к заявке на участие в закупке было установлено, что предложение участника закупки должно содержать копию действующего регистрационного удостоверения или информацию о таком удостоверении для подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При рассмотрении заявок комиссия по закупкам признала заявку участника «Х» не соответствующей требованиям извещения о закупке и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Основанием отклонения является то, что к заявке приложено недействующее регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Вместе с тем в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, содержится информация о переоформленном регистрационном удостоверении на медицинское изделие.
Подтверждение государственной регистрации на медицинское изделие может продемонстрировать только официальное действующее регистрационное удостоверение, которое непосредственно легализует возможность реализации и обращения конкретных медицинских изделий в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее — Правила)).
В документы, содержащиеся в регистрационном досье, могут быть внесены изменения (п. 31–51 Правил).
При внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье, регистрирующий орган уведомляет в письменной форме заявителя о принятом решении (п. 49 Правил).
Согласно сведениям Государственного реестра медицинских изделий, представленные заявителем в составе своей заявки регистрационные удостоверения имеют иные, отличные от государственной регистрации медицинского изделия, номера регистрационных досье.
При внесении изменений в регистрационное удостоверение уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает переоформленное регистрационное удостоверение, содержащее внесенные в него изменения, а предыдущее регистрационное является недействительным.
Участник закупки «Х» пожаловался в УФАС на действия комиссии по закупкам. При рассмотрении жалобы на заседании комиссии участник пояснил, что:
- изменение удостоверения не относят к основаниям для отмены государственной регистрации медицинского изделия;
- товар закупили до того, как удостоверение изменили. Оно действует на медицинские изделия с неистекшим сроком годности, которые произвели до переоформления и в течение 180 календарных дней после него;
- если бы к заявке приложили новое удостоверение, заказчик отказал бы в приемке, поскольку документы на товар не соответствовали бы документам из заявки.
Однако контролеры поддержали позицию заказчика.
Из извещения о закупке следует, что срок поставки товара по закупке составляет 290 дней. Следовательно, представленное заявителем регистрационное удостоверение на товар, произведенный в течение 180 календарных дней после даты окончания срока регистрационного удостоверения, при исполнении контракта утратит свою силу.
В этой связи жалоба участника закупки признана необоснованной (Решение Чувашского УФАС России от 09.12.2022 по делу № 021/06/49-1078/2022).
Вывод эксперта
Действия заказчика правомерны и обоснованы.
Причиной отклонения заявки послужило недействующее регистрационное удостоверение. Из реестра медицинских изделий следовало, что на закупаемое медицинское изделие оформлено новое удостоверение, но участник предоставил старое.
Как следует из Правил регистрации медицинских изделий, при изменении регистрационного удостоверения старое становится недействительным.
На стоматологические материалы, являющиеся предметом закупки, было выдано новое регистрационное удостоверение. Следовательно, регистрационное удостоверение, выданное ранее, утратило силу.
По условиям закупки срок поставки составлял 290 дней. Регистрационное удостоверение на товар, который произвели в течение 180 календарных дней после даты переоформления, при исполнении контракта перестало бы действовать. Заказчик правильно отклонил заявку.
Стоит отметить, что ранее, в схожих ситуациях, УФАС тоже поддержало заказчика:
- Решение Свердловского УФАС России от 07.04.2021 по жалобе № 066/01/18.1-1150/2021.
- Решение Новосибирского УФАС России от 16.08.2022 № 054/06/48-1399/2022.