C 1 января 2016 года предприниматели, торгующие алкоголем в розницу, будут обязаны передавать данные о закупках в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Она была разработана для контроля производства, импорта и оптовой торговли алкоголем, но сейчас фокус сместился на розницу. С 2016 года будет контролироваться движение каждой бутылки спиртного: от оптовых поставщиков в магазины, а от магазина — к каждому покупателю. Как бизнесу подготовиться к новым требованиям и сколько это стоит?

Кого касаются новые правила

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» гласит, что с 1 января 2016 года розничные магазины на территории России должны будут передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя (включая пиво), а с 1 июля 2016 года — еще и о розничных продажах (исключая пиво). Фиксировать в ЕГАИС закупки алкоголя нужно и предприятиям общественного питания (продажи не надо) — кафе, ресторанам и т.д.

Льготы и исключения

Не понадобится подключаться к ЕГАИС тем, кто производит пиво, пивные напитки, сидры, пуаре и медовуху объемом не более 300 тыс. декалитров в год, а также производителям вина и шампанского из собственного винограда. Фиксировать продажи алкоголя не потребуется ИП, торгующим в розницу пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой.

Розничные продавцы алкоголя в сельских поселениях России без интернета, где проживают меньше 3 тыс. человек, получат отсрочку по отчетам о закупках на полгода (чтобы решить проблемы с доступом к Сети): они должны подключиться к системе до 1 июля 2016 года, а обязанность передавать отчеты о розничных продажах у них возникает позже на год — с 1 июля 2017 года. Списки таких населенных пунктов должны утвердить региональные власти, но ни один регион этого пока не сделал.

Компании, работающие на территории Крыма и Севастополя, могут начать работать с ЕГАИС на полгода позже: с 1 июля 2016 года они будут обязаны принимать алкоголь через ЕГАИС, а с 1 января 2017 года (с 1 января 2018 года — для сельской местности) — фиксировать факт розничной продажи в системе.

Как подключиться

Чтобы использовать ЕГАИС, каждой торговой точке понадобится компьютер с подключением к интернету, криптоключ JaCarta (стоит 2 тыс. руб.) и квалифицированная электронная подпись (КЭП, 2 тыс. руб.). Криптоключ продается в организациях, сотрудничающих с производителем JaCarta — компанией «Алладин Р.Д.». КЭП — в любых удостоверяющих центрах, имеющих аккредитацию при Минкомсвязи России. Электронную подпись записывают на готовый криптоключ, поэтому необходимо соблюдать правильный порядок действий: сначала купить криптоключ, а потом обращаться за КЭП. Обновлять КЭП придется ежегодно. На компьютер потребуется установить пакет специальных программ, которые можно бесплатно скачать на сайте ЕГАИС.

Кроме того, для передачи данных в ЕГАИС потребуется универсальный транспортный модуль (УТМ). Это может быть отдельное устройство, которое будет передавать данные о закупке алкоголя из розничной точки на сервер ЕГАИС. Например, УТМ от крупного производителя кассовой техники, компании АТОЛ, — АТОЛ HUB-19 — стоит около 13 тыс. руб. Полный перечень сертифицированной Росалкогольрегулированием (РАР) техники можно посмотреть на сайте службы. Вместо УТМ можно использовать онлайн-сервисы («МойСклад» или «Контур.ЕГАИС»), которые используют облачные технологии для обмена информацией с ЕГАИС. Если предприниматель уже является пользователем платных версий этих продуктов, то подключение для него будет бесплатным.

К 1 июля 2016 года, когда потребуется отчитываться в ЕГАИС и за продажи, необходимо купить сканер для двумерных штриховых кодов ЕГАИС (от 3,5 тыс. руб.) и фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов (от 18,5 тыс. руб.). Новую технику придется приобретать только в том случае, если используемые устройства не соответствуют требованиям РАР. Так, сканер штрих-кодов должен распознавать код PDF417, а принтер — уметь печатать QR-код. В целом подключение одной розничной точки по продаже алкоголя к ЕГАИС может обойтись предпринимателю в сумму от 26 тыс. руб., хотя на рынке есть и более дорогие предложения.

Как это будет работать

С 1 января 2016 года при принятии любой партии алкоголя в магазине сотрудник розничной точки должен будет открыть на компьютере программу для работы с ЕГАИС и получить в ней приходную накладную (в электронном виде). Если количество привезенного алкоголя сошлось с данными в накладной, сотрудник акцептует электронный документ и принимает товар. Если работник видит какие-то расхождения в поставке, он может не принять товар, отклонив накладную. Если, например, разбита пара бутылок из партии, продавец может составить акт расхождения, а остальное принять.

С 1 июля 2016 года в процессе розничной продажи алкоголя кассир магазина должен будет сканировать каждую бутылку. Данные о ее продаже будут передаваться в ЕГАИС, и система будет учитывать, что бутылка куплена физическим лицом. Покупатель вместе с товаром должен будет получать чек с QR-кодом, по которому на сайте ЕГАИС он сможет проверить, не купил ли контрафакт.

Проблемы и штрафы

Отсутствие интернета в розничной точке — проблема предпринимателя. При приеме алкоголя подключение к Сети обязательно. Данные о розничных продажах могут собираться офлайн, но должны передаваться на сервера ЕГАИС не реже чем раз в три дня для городов и раз в неделю — для сельской местности. При приемке товара бутылки сканировать не надо: учет ведется в программе для ЕГАИС по партиям и объемным показателям. Товар, купленный до 1 января 2016 года, на баланс в системе ставить не придется.

В случае если розничная точка не подключится к ЕГАИС до 1 января 2016 года, она не сможет легально принимать алкоголь. За приемку алкоголя в обход ЕГАИС предусмотрен штраф 150–200 тыс. руб. Аналогичный штраф будет действовать с 1 июля 2016 года при розничных продажах алкоголя без печати чека с QR-кодом.

Автор: Аскар Рахимбердиев, гендиректор и сооснователь сервиса «МойСклад» Источник: rbc.ru