Привлечение иностранных пациентов в российские медицинские организации стало одним из приоритетных направлений и стратегической задачей в развитии Российской Федерации. Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» запланировано увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд долларов США в год). На 2017 год был заложен объем экспорта до 250000 долларов США.

В 2016 году, по сведениям Российской ассоциации медицинского туризма, нашу страну посетило почти 20000 медицинских туристов. Столько же иностранцев приехало в I квартале 2017 года, а всего за 2017 год в Россию с целью получения медицинских услуг въехали 110000 иностранцев. Большинство из них — граждане стран СНГ.

В международном индексе медицинского туризма Россия находится на 34 месте (из 41). Рейтинг учитывает компетентность медицинских работников, медицинские стандарты, общий психологический климат медицинских учреждений. Несмотря на невысокие показатели в рейтинге, появление РФ в международном индексе уже является прорывом, ведь ранее нашей страны там вовсе не значилось.

Рост показателей расценивается некоторыми экспертами как результат эффективной политики, проводимой в области популяризации отечественного здравоохранения за рубежом. Посещение России нашими «соседями» не вызывает особого удивления, однако участились случаи появления иностранных туристов из европейских стран и США. Лечение в РФ обходится иностранцам в 2-3 раза дешевле, чем дома, а иногда и в несколько десятков раз, что с лихвой покрывает расходы на перелет и проживание. Например, операция по коронарному шунтированию в Соединенных Штатах стоит минимум $55000, в России же пациент заплатит в районе $3500. Лазерная коррекция зрения в США — $4000, в РФ — $500. Столь значительная разница не могла остаться незамеченной и повлекла повышение интереса иностранных пациентов к российским клиникам.

Однако доля американцев пока совсем незначительна — по данным журнала «Forbes» (1), граждане США и Великобритании составляют всего около 4% от общего количества иностранных «медицинских» туристов.

Такая ситуация объясняется несколькими факторами:

Доступность лечения в родной стране

Высокий уровень жизни и существенный доход позволяет иностранным гражданам получать дорогостоящее лечение без выезда в иную страну, даже если это позволило бы сэкономить.  В ситуации, когда счет идет на дни, выбор между дешевым и быстрым лечением очевиден.

Трудности с мобильностью

Тяжело больной пациент ограничен в средствах передвижения и не может позволить себе долгие перелеты с пересадками, оформлением таможенных процедур и организации пребывания в другой стране.

За пределами стран СНГ иностранцы сталкиваются с необходимостью оформления визы 

— что само по себе трудоемкий и длительный процесс. Пациенту необходимо посещать консульство или соответствующее представительство России в своей стране, такие структуры находятся не в каждом городе — соответственно, имеет место пересылка документов, часто не по одному разу, т.к. в документации допускаются ошибки, описки или почтовые отправления теряются на пути следования. В некоторых случаях иностранные граждане сталкиваются с отказом в предоставлении визы сопровождающим лицам, что автоматически отменяет решение пациента о посещении российской клиники. При возможности полететь в безвизовую страну такие трудности выглядят лишними и убивают интерес иностранных граждан к поездке в РФ. Российской ассоциацией медицинского туризма предлагалось ввести отдельные медицинские визы для иностранцев — такие визы выдаются в упрощенном порядке, в короткие сроки и не требуют затрат времени и сил. Однако такой серьезный вопрос пересечения государственной границы требует длительного согласования с многочисленными ведомствами, в том числе МВД, ФСБ, МИД и таможенной службой, в связи с чем принятие такого решения застопорилось где-то в коридорах госструктур.

Языковой барьер

Помимо визы иностранцу необходимо решить вопрос с общением. Несмотря на тенденцию к увеличению доли медицинского персонала, владеющего английским языком, вопрос общения с иностранными пациентами все еще не решен. До того, как попасть к врачу, пациенту с родственниками необходимо оформить договор на оказание медицинской помощи, дать информированное согласие на медицинское вмешательство, решить вопрос с проживанием. На каждой из этих стадий требуется помощь англоговорящего помощника. С учетом того что для граждан из стран СНГ английский язык мало актуален, а доля англоговорящих иностранцев в РФ все еще невелика, получается замкнутый круг — чтобы привлечь американцев и европейцев, необходимо свободно владеть английским языком, но практиковать его пока особо не с кем, в связи с чем клиники не желают держать в штате переводчика или отбирать персонал именно по принципу знания языка. Случаются курьезные случаи — например, на сайтах клиник, предлагающих иностранцам медицинское обслуживание, не предусматривается переключение на иные языки помимо русского или цены выкладываются исключительно в рублях — иностранцу придется заручиться переводчиком и калькулятором, самостоятельно вести расчеты и собирать нужную информацию.

Когда речь идет о жизненно важном лечении, такие нюансы не остановят пациента, хотя и создадут дополнительные трудности. Если же пациент просто ищет, где дешевле и удобнее сделать рядовую операцию или пройти какую-то процедуру, он не станет тратить время на общение с клиникой, которая не позаботилась о комфорте своих пациентов еще на стадии «знакомства». Представитель развитой страны, привыкший к высокому уровню сервиса и вниманию со стороны персонала, вряд ли загорится желанием преодолевать искусственные трудности и настойчиво выбивать информацию из российской организации, не приложившей достаточно усилий для его удобства.

Политическая обстановка

Обострившиеся взаимоотношения с США и Евросоюзом не могут не сказываться на обычных гражданах. В кругах медицинских работников витают слухи о том, что представителям таких стран неформально запрещено посещение России с целью получения платных услуг под угрозой ограничения социальной помощи на местах или отказа в предоставлении адекватного лечения после возвращения. Сдерживающие факторы, безусловно, не получают законодательного закрепления, однако сложившаяся обстановка оказывает свое влияние на приток иностранных граждан в РФ.

Климат

Суровый климат, мороз и снег — первое, что приходит в голову европейцу при размышлениях о поездке в Россию. Не многие осведомлены о континентальном климате, разнице в погоде на протяжении территории страны и отличии погодных условий, скажем, во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Намного приятнее помимо лечебных процедур побывать в благоприятных погодных условиях, ведь кроме медикаментозного лечения большое значение имеет психологический настрой пациента, его спокойное и расслабленное состояние, возможность отвлечься от процедур, особенно болезненных. В гонке за мировыми показателями миграции иностранных пациентов нельзя сбрасывать со счетов такой объективный момент — страна, где зима длится большую часть времени, а температуры достигают рекордно низких отметок, труднее вступает в конкуренцию с государствами, предлагающими те же услуги, но рядом с морем и солнцем. Холод — одно из условий, которое серьезно ограничивает мобильность представителей отдаленных стран в Россию.

При рекламе медицинских услуг многие российские клиники забывают про данный момент — они сосредоточены на демонстрации своих достижений в области медицины, не отражают на сайтах и на встречах с пациентами особенности местного климата, природные достопримечательности и иные места, привлекательные для посещения. Донесение полной информации об условиях пребывания в стране — важное условие для развития медицинского туризма.

Налоги

Высокие цены на медицинские услуги за рубежом порой нивелируются налоговыми вычетами. Оплатив лечение, иностранный гражданин предоставляет в налоговую службу подтверждающие величину расходов документы и получает вычет по подоходному налогу на некий процент от таких расходов. Обычно применяются три стандартных способа предоставления вычетов. Первый способ — с зарплаты налогоплательщика прекращают удерживать налог до тех пор, пока сумма налога не сравняется с размером вычета на лечение, который бюджет должен возместить гражданину. Иными словами — чтобы не гонять деньги сначала в бюджет в виде налога, а потом обратно гражданину в виде возмещения расходов на лечение, государство прекращает на некоторое время брать налог. Второй способ — разовая компенсация таких расходов в фиксированной сумме. Третий путь — уменьшение зарплаты, с которой исчисляется налог, на произведенные расходы на лечение и взимание налога только с оставшейся разницы.

В России реализован аналогичный механизм для российских граждан — иностранные пациенты при получении медицинских услуг в РФ такой возможностью пользоваться не могут.

Налоговые вычеты не стоит сбрасывать со счетов при сравнении цен на медицинские услуги в РФ и за рубежом, поскольку возврат потраченных средств, по сути, уменьшает стоимость медицинской услуги для иностранного гражданина. В России же он оплачивает лечение без возможности получения возврата своих расходов. Российская ассоциация медицинского туризма выступала с инициативой внести изменения в Налоговый кодекс РФ для возврата иностранцам части произведенных расходов, однако такой подход не нашел поддержки.

На данный момент развивается страхование иностранных туристов, прибывающих с целью лечения, однако страховые компании не особо стремятся к развитию такого направления как не самого популярного и сопряженного с гарантированными расходами на лечение пациента.

С учетом изложенного РФ может соперничать с иными странами только при наличии высоких показателей по четырем основным направлениям:

  1. Эксклюзивные медицинские услуги или врачи редкой специализации;
  2. Высокий уровень сервиса;
  3. Отсутствие барьеров к эмиграции на законодательном уровне;
  4. Низкие цены.

Иностранному гражданину намного проще и удобнее работать с клиникой — представительством медицинской организации в родной стране пациента. Здесь у него не возникает языкового барьера, клиника имеет налаженную и выстроенную систему работы, привлечение пациентов — основная деятельность такой компании, в связи с чем клиника располагает штатом квалифицированных и тренированных специалистов, способных оказать должный уровень поддержки.

Российской клинике приходится либо соперничать по уровню оказания услуг с такой организованной структурой, либо «заманивать» пациентов низкими ценами и эксклюзивными услугами.

Если с первым, третьим и последним пунктом перечня Россия начинает справляться, то второй пункт очевидно проседает.

Источник: Электронный журнал «Организация медицинской деятельности»

Полную версию статьи «Медицинский туризм как цель национального проекта здравоохранения» вы найдете в свежем номере электронного журнала «Организация медицинской деятельности», который находится в системе «Медицина. Премиум».

В статье также рассмотрены актуальные вопросы:

  • Медицинский тур как комплекс услуг;
  • Перспективы развития медицинского туризма в России.

Заходите в систему «Медицина. Премиум» и получайте больше актуальной и практической информации!